№ 3(34) (2019)
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2019/3(34)/989
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ СКАЗКИ
Актуальность исследования определяется онтологической вариативностью, различием способов познания, что представляет разные картины мира. Данная мозаика миропонимания обуславливает проблему обретения целостности как системы единого неразделенного знания. Механизм дополненной реальности, перцептуального и концептуального видов пространства-времени в сказках представляет наибольший исследовательский интерес и эвристический потенциал. Субъективное восприятие мира в пространстве-времени может быть осознано посредством способов моделирования географической, хронологической составляющих, характерных для концептуального пространства-времени. Целью исследования является актуализация целостности (формы родственности) генезиса социальных норм в архаических формах синкретического мышления (русских сказках). В статье ставится задача рассмотреть идею родства как формы социального предназначения русской сказки. Методы. Авторы опирались на абстрактно-логический, феноменологический подходы, методы анализа, синтеза, типологизации. Результаты. В контексте воплощения идеи родства социальное предназначение русских сказок вариативно. Смысл сказок раскрывается различными способами: целостностью – синтезом образно-символической архаической природы сознания в художественном пространстве-времени сказки; созданием поэтических форм в контексте единства перцептуального, концептуального и реального пространства-времени. С точки зрения семантики пространства-времени социальное предназначение определено императивами, универсалиями знакового (символьного) осмысления мира посредством трактовки сказки как системы символов. Социальные постулаты архаики воплощены в коллективных образах единого, целого, являют результат воплощенной в сказках гармонии внутреннего и внешнего миров (реального и субстанционального).
Ключевые слова:
Сказка, пространство-время, социальное предназначение, дополненная реальность, универсальность