№ 4(43) (2021): Опубликован 30 декабря 2021 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2021/4(43)/1119
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И НОВЫЕ МЕДИА КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА БЕДНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Актуальность. По данным Росстата на 1 января 2021 г., 12,1 % населения Российской Федерации находится за чертой абсолютной бедности (т. е. имеют среднедушевой доход ниже утвержденного в стране прожиточного минимума). Использование относительного или субъективного подхода в оценке уровня бедности приведет нас еще к более удручающим данным. Целью исследования является изучение влияния средств массовой информации и новых медиа на формирование моделей выхода из ловушек бедности домохозяйств, попавших или находящихся в трудной ситуации. Методы: анализ материалов государственной статистики и результатов проведения анкетных опросов населения на региональном уровне (в Архангельской области), семантический и контент-анализ информационных материалов, анализ синонимов и ассоциаций, а также материалов, размещаемых в СМИ и новых медиа, с помощью информационно-аналитической системы «Медиалогия». Выводы заключаются в том, что средства массовой информации и новые медиа, несомненно, являются важным фактором влияния на преодоление феномена бедности в Российской Федерации. Результаты показывают, что для оказания целевой своевременной помощи малообеспеченным слоям населения параллельно с созданием прикладных механизмов социальной поддержки и экономического развития необходимо выстраивать эффективные каналы массовой коммуникации, основная цель которых помочь человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, оперативно найти источник необходимой информации и воспользоваться ей для изменения своей ситуации. При этом информирование населения должно быть первостепенной задачей. Авторами были сформулированы подробные рекомендации органам государственной и муниципальной власти Архангельской области по количественной и качественной корректировке информационного пространства, которые могут быть использованы и в других регионах Российской Федерации.
Ключевые слова:
Бедность, малоимущие, средства массовой информации, новые медиа, семантическое ядро, поисковый запрос, каналы информирования и коммуникации, Архангельская область, присутствие в сети, сценарии и модели поведения, трудная жизненная ситуация, меры социальной поддержки, ловушки бедности, мотивация, стимулы