№ 4(43) (2021): Опубликован 30 декабря 2021 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2021/4(43)/1119
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И НОВЫЕ МЕДИА КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА БЕДНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Актуальность. По данным Росстата на 1 января 2021 г., 12,1 % населения Российской Федерации находится за чертой абсолютной бедности (т. е. имеют среднедушевой доход ниже утвержденного в стране прожиточного минимума). Использование относительного или субъективного подхода в оценке уровня бедности приведет нас еще к более удручающим данным. Целью исследования является изучение влияния средств массовой информации и новых медиа на формирование моделей выхода из ловушек бедности домохозяйств, попавших или находящихся в трудной ситуации. Методы: анализ материалов государственной статистики и результатов проведения анкетных опросов населения на региональном уровне (в Архангельской области), семантический и контент-анализ информационных материалов, анализ синонимов и ассоциаций, а также материалов, размещаемых в СМИ и новых медиа, с помощью информационно-аналитической системы «Медиалогия». Выводы заключаются в том, что средства массовой информации и новые медиа, несомненно, являются важным фактором влияния на преодоление феномена бедности в Российской Федерации. Результаты показывают, что для оказания целевой своевременной помощи малообеспеченным слоям населения параллельно с созданием прикладных механизмов социальной поддержки и экономического развития необходимо выстраивать эффективные каналы массовой коммуникации, основная цель которых помочь человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, оперативно найти источник необходимой информации и воспользоваться ей для изменения своей ситуации. При этом информирование населения должно быть первостепенной задачей. Авторами были сформулированы подробные рекомендации органам государственной и муниципальной власти Архангельской области по количественной и качественной корректировке информационного пространства, которые могут быть использованы и в других регионах Российской Федерации.
Ключевые слова:
Бедность, малоимущие, средства массовой информации, новые медиа, семантическое ядро, поисковый запрос, каналы информирования и коммуникации, Архангельская область, присутствие в сети, сценарии и модели поведения, трудная жизненная ситуация, меры социальной поддержки, ловушки бедности, мотивация, стимулы Poverty, the poor, mass media, new media, semantic core, search query, information and communication channels, Arkhangelsk region, internet presence, scenarios and behaviors, difficult life situation, social support measures, poverty traps, motivation, incentives