№ 1(32) (2019)
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК КРИТЕРИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Рассматривается качество жизни как сложный феномен социологической теории и практики. В социологическом подходе учитываются объективные и субъективные показатели качества жизни. Для повышения уровня качества жизни важным является целенаправленный процесс управления качеством жизни, представляющий собой многоуровневую систему. Управление качеством жизни на уровне конкретной организации определяет качество трудовой жизни, на уровне территории – качество жизни населения этой территории, на уровне страны – качество жизни граждан данной страны. С этой целью на каждом уровне социального управления разрабатываются стратегии социально-экономического развития соответствующей социальной системы. Методы. Основу исследования составляют фундаментальные идеи социологии, сравнительный анализ, междисциплинарный подход. Результаты. Субъективные показатели качества жизни – это психологическое восприятие человеком, группой основных характеристик качества жизни. Под объективной стороной понимается оценка этих же характеристик в разрезе статистических данных. В связи с этим для адекватного управления качеством жизни необходима и статистическая, и социологическая информация. В статье приводятся объективные и субъективные показатели качества жизни стран с высоким и низким рейтингом по индексу человеческого развития, а также государственные расходы на образование, здравоохранение, конечное потребление. Авторы обосновывают важность процессов социального управления качеством жизни населения.
Ключевые слова:
Качество жизни, субъективные показатели, объективные показатели, удовлетворенность, социальное управление