№ 4(23) (2016)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ИНЖЕНЕРА НОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Актуальность исследования определяется кризисом современной российской экономики, на преодоление которого направлены мероприятия по трансформации системы образования. В первую очередь изменения коснулись системы инженерного образования, которая направлена на подготовку кадров для промышленности России. Анализ мероприятий в системе инженерного образования позволяет сделать вывод о стремлении копировать модель инженерного образования, сформированную в ведущих экономических странах. Цель работы: сформулировать подход к формированию образа инженера новой генерации, в рамках которого будет учтено основное требование к инженеру – способность формировать будущее. Методы исследования: использован диалектический метод для разностороннего изучения образа инженера, сформированного в различные периоды российской и зарубежной истории. Диалектический метод конкретизирован сравнительно-историческим анализом различных концепций инженерного образования. Результаты исследования: сформулированы источники несоответствия современного инженерного образования в России требованиям среды. Анализ зарубежных практик инженерного образования позволил сформулировать теоретические и методологические основания для формирования инженера новой генерации: наличие креативного класса в экономике, обязательная фундаментальная подготовка инженера, мультидисциплинарность. Сделан вывод о недостаточности современной российской модели инженерного образования по причине ее ориентированности на настоящие потребности экономики, в то время как инженерное образование должно быть ориентировано на формирование будущих потребностей общества. В качестве направления решения указанной проблемы предложен философский подход к формированию образа инженера будущего.

Авторы:

Марина Алексеевна Макиенко

Александр Юрьевич Чмыхало

Игорь Борисович Ардашкин

Скачать PDF